Казачья нагайка




 

                                                        Казачья нагайка

 

1 

Казак без нагайки - что монах без молитвы.

 

Нагайкой владеешь - силу имеешь.

 

Нагайка - старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия. Она была весьма эффективной в ближнем бою у казаков-линейцов, у кавалеристов (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своему противнику). Всем известна роль нагайки (плети) в качестве орудия наказания провинившихся казаков, благодаря ее ударным качествам и свойствам.  В настоящее время исследователи различают два типа нагаек: "донской" (камча) и кубанский.  Донской тип - длина рукояти/длина плети - 1-1,5/2; длина рукояти - примерно 30-40 см. (по руке - от локтевого сгиба до середины ладони), толщина - по руке; длина плети - 45-55 см. (по руке - вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращении плеть не должна доставать до туловища). Кубанский тип - отличается от донского меньшей длиной рукояти (15-20 см.) и способом крепления плети - рукоятка как бы вплетается в саму плеть, и зримого окончания рукояти и начала собственно плети нет. Длина рукояти к длине плети ~ 1/3-4.Технику изготовление нагайки кубанского типа так описывает потомственный казак Герасименко Анатолий Иванович: "Материалом служила говяжья кожа (обязательно сыромятная), сейчас можно братьремни для швейных машинок с ножным приводом. Далее лоскут кожи распускался на 4 полосы - сверху вниз, постепенно становясь тоньше. Если кожа была достаточно твердая, то ее раскатывали ногами, дабы придать необходимую мягкость. Сам процесс изготовления начинали с ручки, в которую вставлялся конский волос или деревянная палочка, которая постепенно оплеталась нарезанными ремешками, в основание ручки обязательно выводилась петля поддержки - темляк. Далее различными способами плетения плели сервень, в который также вплетался конский волос, на конце делался кожаный карманчик, в который по традиции вшивалась пуля или другой груз.

В конце ручка отделывалась бахромой и украшалась различными элементами, по желанию мастера и в зависимости от стиля ". При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов:

1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель - оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол;
2) удар "шлепок" - наносится концом сервеня "шлепком", удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно;

 

3) удар с оттяжкой, он является наиболее эффективным и действенным, при нем происходит удар и быстрое оттягивание руки назад как бы разрезание ударной поверхности.

 

                                                                                  УСТРОЙСТВО НАГАЙКИ

2 

Прежде всего необходимо разобрать, из чего же состоит нагайка, каково ее устройство? Лучше всего это сделать, обратившись к работе С. Каширского «Донская казачья нагайка», материалы из которой,  послужили основой для нашего дальнейшего повествования.
Рассмотрим исторический тип донской нагайки, приведенный на рис. 1. Как видно из рисунка, нагайка состоит из двух основных деталей   это рукоять и плеть.

1.  Хват  место непосредственного захвата рукояти ладонью, как правило, покрыт кожаной оплеткой.

2.  Шалыга (оголовок), представляет собой металлическую обойму, надеваемую на окончание рукояти. Предназначена для нанесения ударов обратной  стороной нагайки. Иногда является концом рукоятки небольшого ножа  зализки, закладываемого как в пенал в рукоять нагайки.

3. Обоймица, состоит из темляка и завода.

4.  Темляк, представляет собой петлю для продевания кисти. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.

5.  Завод, представляет собой малую петлю,
предназначенную для продевания плети.

Здесь необходимо внести некоторую ясность. С  точки зрения здравого смысла, возникает вполне резонный вопрос, а для чего плеть нагайки было убирать таким сложным образом, путем продевания через малоудобную петлю небольших размеров? Не проще было бы ее попросту обмотать вокруг руко­ятки и засунуть, например, за пояс или голенище сапога? Ответ напрашивается сам: конечно, проще. Но, тем не менее, продевали именно через завод, и это имеет глубокие исторические корни.

Все дело в том, что во времена шелопуг, нагайка, оказывается, имела две плети. Одну для непосред­ственного управления конем и другую... боевую. Соответственно, по мере необходимости, лишняя плеть убиралась путем продевания через завод, а нужная оставалась свободной.

6.  Укреп-устройство, сочленяющее рукоять с плетью; представляет собой кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.

7.      Зацеп -деталь, непосредственно сочленяющая рукоять с плетью. Как правило, представляет собой металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.

8.  Долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней расширяющийся, предназначенный для защиты коня от удара металлическими частями укрепа. Плеть — ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей (сверху вниз).

9.  Махра представляет собой густую бахрому из тонких кожаных ремешков, расположенных в верх­ ней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке. Имеет также боевое значение, но о нем ниже.

10.  Сарвень — кожаная оплетка ударной части; представляет собой ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура — витеня.

11. Шлепок — окончание бьющей части плети; представляет собой кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара. Является результатом трансформации боевой части кистеня. В настоящее время на юге Европейской части России приняты два основных исторических типа нагайки — это кубанский и рассмотренный выше —   донской.

Основные различия между кубанским и донским типом заключаются в длине рукояток и способах крепления плетей.

Кубанская нагайка характеризуется небольшим размером рукоятки (примерно 15—20 см), заплетен­ной в кожу, плавно переходящей в плеть. То есть  рукоятка получается вплетенной в плеть без четко выраженного перехода. Соотношение длины руко­ятки и плети примерно 1:3.

В донской нагайке рукоятка имеет длину 20— 30 см. Соотношение длины рукояти к плети со­ставляет примерно 1:1,5—2,0. Рукоять и плеть представляют собой отдельные элементы, соеди­ненные между собой сочленяющим устройством (см. выше).

Даже поверхностный взгляд на отмеченные осо­бенности позволяет предположить различные тех­ники боевого применения, продиктованные особен­ностями устройства нагаек. Например, конструкция кубанского типа предполагает возможность нанесе­ния щелчковых ударов по принципу «бегущей вол­ны», в то время как в донском они принципиально  невозможны из-за наличия сочленяющего устройства. Зато в нем возможна другая техника, осно­ванная на горизонтальном вращении плети вокруг относительно неподвижной рукояти.

Сразу же необходимо оговориться, что представ­ленные типы сейчас имеют несколько условный характер и в настоящее время как кубанские, так и донские казаки носят так называемый современный тип нагайки, в той или иной мере сохранивший свои основные исторические черты.

 

Нагайка. 

 

Ланиты, витень, обоймица, долонь… нет, это не уменьшительно-ласкательная устаревшая лексика, а названия деталей нагайки. Старинного оружия, имевшего множество разновидностей и типов: нагайка с ножом в черене, плетка со «шлепком» для смягчения удара и знаменитый «волкобой» с зашитой в шлепок свинцовой пулей. Впрочем, это не только оружие. Нагайка – честь и гордость настоящего казака, символ мужества и мастерства. Символ власти старшего.

   Существует несколько версий возникновения нагайки. Одна из них связывает казачью плетку с именем хана Нагаея, а точнее с целым кочевым народом, названным в его честь. Ногайцы, как и все кочевые народы юркско-монгольского корня, были скотоводами и страстными лошадниками, а потому - пользовались плетками. У многих тюркских народов такая плеть называлась «камча». Существует и другая версия, которая основывается на исторически сложившемся изменении способа ношения плети: не на поясе, кисти, локте и т.п., а за голенищем обуви, «у ноги». Здесь уместно провести параллель со словом «нож» - ножной меч небольших размеров у древних славян, который также носили за голенищем.

Скифское наследство.

Если верить археологам, раньше всех на дону плетями обзавелись скифы, - еще в vi – iv вв. до нашей эры. По крайней мере, римский историк Геродот упоминает о сражении, где кнуты сыграли решающую роль. По его словам, скифы, вернувшись из очередного военного похода, увидели, что за время их отсутствия у оставленных жен родилось от рабов и даже успело вырасти целое поколение детей. Мало того, дети рабов чувствовали себя полновластными хозяевами в покинутых скифами стойбищах, и признавать главенства вернувшихся не желали. Чтобы показать юнцам свое превосходство, скифы использовали в бою против них только плети, одержав при этом полную победу над вооруженным противником.

   Впрочем, боевая плеть, или, как ее назвали в старину, шелопуга, была серьезным оружием. На конце толстого кнутовища, сплетенного, как правило, в двадцать косичек, закреплялся кусочек металла. Результатом применения шелопуги были серьезные проникающие ранения. С возникновением огнестрельного оружия боевые плети постепенно трансформировались уже в те нагайки, о которых у нас и пойдет речь.

Жизни хитросплетение.

   Для чего нужна плетка казаку? В степи – для коня, на работе – для подчиненных, работающих с ленцой, а в старые времена – и для воспитания домочадцев. Казалось бы, просто плетка, несколько кусочков кожи, сплетенных меж собой. Однако в каждом таком сплетении – целая жизнь, с ее радостями и печалями, миром и войной. Вспомните строки Александра Пушкина:

был и я среди донцов,
гнал и я османов шайку;
в память битвы и шатров
я домой привез нагайку.

   Во все времена получить нагайку в подарок считалось особой честью. Дарилась она на свадьбе зятю тестем. Интересно, что в некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым казакам. В курене (доме) у нагайки было свое, почетное место: ей полагалось висеть на левом косяке двери в спальню.

   До сих пор существует старинный обычай, когда в знак покорности или особого уважения нагайку бросали на порог к ногам входящего в дом гостя. Гость был обязан нагайку поднять, а радушного хозяина расцеловать, если входящий переступал через нагайку – жди беды. Это означало, что гость затаил обиду на хозяина, провинившийся не прощен, а покорность его не угодна.

Символ власти и достоинства.

   По традиции нагайка для казака – символ власти и достоинства, знак есаульца и приставов на кругу, вообще же она должна быть у каждого, от рядового казака до генерала. Носили нагайку на плечевом ремне, при шашке – на поясном ремне справа, без шашки – так же на ремне, но слева, кроме того, нагайка считалась обязательным боевым украшением парадной формы казака. В сражениях, как правило, использовалась в силу поломки основного оружия. Однако, казак, хорошо владеющий нагайкой, мог не только скинуть противника с лошади, но и нанести ему ряд серьезных ранений или, к примеру, выбить из рук клинок.

   Обучение технике владения нагайкой начиналось, когда казаку исполнялось 8 лет. В этом же возрасте мальчиков переселяли в мужскую половину куреня и приглашали на «беседы» в казачий круг. Сначала казачонок учился работать с одной нагайкой, вращая ее вокруг себя в разных направлениях и плоскостях. При выполнении упражнений делался акцент на том, что глаза должны быть широко открыты (это позволяет четко видеть саму нагайку, и дает обзор), кроме того, при выполнении упражнений на скорость говорилось, что щеки при разворотах должны хлопать как парус на ветру.

   Следующий этап обучения – работа с «загруженной» нагайкой (при этом вес «хлопунца» на кончике колебался от 20 до 50гр.) казачата раскручивали нагайку, стараясь не ударить себя самих. После того как упражнения с одной нагайкой были усвоены, переходили на две и увеличивали вес хлопунцов. К 12 годам казачонок умел владеть нагайкой виртуозно.

Нагайка донская или кубанская?

   Сегодня в обиходе казаков приняты два основных исторических типа нагаек — кубанский и донской. Главное различие между ними в длине рукояток и способах крепления плетей. У кубанской нагайки рукоятка небольшая - всего 15-20см, при этом она заплетена в кожу и плавно переходит в плеть. Соотношение длины рукоятки и плети составляет примерно 1:3, у донской, напротив, рукоятка длиннее – 30-40см, длина плети 45-55см.

   Эти различия предполагают и разные техники применения их в бою. Кубанская нагайка хороша при нанесении щелчковых ударов, в донском типе нагайки подобные удары невозможны в принципе, но донская нагайка в свою очередь «выигрывает» в технике, которая основывается на горизонтальном вращении плети вокруг неподвижной рукоятки. В остальном конструкция примерно одна: оплетенный кожей ствол – «хват», «шалыга» или оголовок металлическая оковка конца рукоятки – «ударник» для ближнего боя, «обоймица», объединявшая в себе темляк и «завод» - петлю, удерживающую плеть в походном состоянии, «зацеп» - металлическое кольцо, соединяющее рукоять с плетью, «витень» – срединный шнур плети и «сарвень» – его оплетка. а на конце, разумеется, «шлепок» - небольшой кожаный мешочек, являющийся окончанием бьющей части плети. Как правило, в него закладывался груз для усиления удара. Есть, конечно, и частности: например, в обоймицу мог вкладываться небольшой нож.

   К слову сказать, в древности нагайка имела две плетки, одна использовалась для управления конем, другая - в бою. Таким образом, та плеть, которая не нужна была в данный момент, убиралась в завод, а нужная оставалась свободной.

   Во все времена нагайка была не только знаком казачьего достоинства, но и своего рода табельным оружием. Согласно указу государя императора Александра lll от 24 августа 1885 г., «нагайка общего казачьего образца должна составлять принадлежность каждого казака от генерала до простого казака». Сегодня, с возрождением  казачества, с возрождением незаслуженно забытых традиций, это старинное оружие снова возвращается в обиход. И правда, какой казак без шашки и нагайки? Или это, неглавное?




Обновлен 02 окт 2018. Создан 11 окт 2016



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Яндекс.Метрика